На главную.
Авиа новости.
Модели.

Каталог ссылок.

Двигатели.
Топливо.
Эрзац-топливо.
Воздушный винт.
Программы.
Разное.
Барахолка.
Фото.



 

Новости мира авиации и авиамоделизма.

Поговорим о радиоуправляемых летающих моделях с электрическим мотором F-5-B.

Класс F5 в спортивном авиамоделизме, это класс радиоуправляемых летающих моделей с электрическим мотором. Достаточно давно (первый Чемпионат Мира в классе F3E (сегодня это F5B) состоялся в 1987 году) началась история спортивного полета авиамоделей с электромоторами и батареями в качестве источника энергии, но только с начала 2000 годов с появлением новейших литий - полимерных аккумуляторов, этот класс совершил значительный скачок в своем развитии.

В этой статье мне хотелось бы рассказать о классе радиоуправляемых самолетов с электрическим двигателем F5B в классификации ФАИ. Международные правила предусматривают выполнение в одном полете, последовательно трех упражнений. Полет на дальность, следом - продолжительность и точность приземления. Разумеется, всё три упражнения должны быть выполнены в одном полете, на одном и том же самолете, без возможности каких либо промежуточных модификаций, что несколько усложняет задачу по сравнению с упражнениями, выполняемыми кроссовым планером категории F3B. Полет в упражнении дальность выполняется между двумя виртуальными базовыми плоскостями, расположенными на расстоянии 150 метров друг от друга. Проход (ходки) между этими плоскостями должен быть совершен с выключенным мотором .

Включение мотора допускается только вне базовых плоскостей для набора высоты и ускорения модели .Строгий временной лимит, 200 секунд для упражнения «дальность» и 600 секунд рабочего времени для «продолжительности». Начисляются штрафные баллы за перелет или недолет по назначенным временным лимитам. Конечно же, присутствуют ограничения на возможность включить мотор для набора высоты, не более 10 раз в течении полета на «дальность». Также начисляются штрафы за каждую секунду работы электродвигателя во время полета на «продолжительность». Таким образом, аэродинамический планер самолета класса F5B, должен отвечать очень противоречивым требованиям и быть эффективным в очень широком диапазоне скоростей. Ведь в течении одного полета скорость меняется от 60-70 км/час на этапе планирования в упражнении «продолжительность» до 300 и более км/час во время полета на «дальность». С 2008 года добавились в дополнение, к ограничению по количеству элементов в батарее и весу, ещё и ограничения по максимальному количеству электрической энергии которую пилот может потратить в течении всего полета. Специальное электронное устройство «лимитер», устанавливается на каждом самолете и подсчитывает количество Вольт-Ампер (Вт) израсходованных в минуту. Пока установлен лимит энергии 1750 Вт/мин на весь полет. При достижении лимита включение мотора невозможно осуществить по сигналу передатчика . Это означает, что мотор средней мощностью 3.5 кВт может работать 30 секунд до отсечки. Этого вполне достаточно для выполнения всех трех упражнений, хотя рассчитывать на высокий результат с таким временем работы мотора, в настоящее время, будет сложно. На международном уровне, для серьезных претензий на подиум, надо готовить самолеты с пиковой мощностью мотора около 6 кВт.

В нашей стране F5B в классификации ФАИ поддерживается стараниями группы энтузиастов из г. Дубна. (Анашин С., Романенко М., Собакин С.) Их самолеты, спроектированные и выпускаемыми малыми сериями, широко используются в соревновательной практике национальными сборными командами многих стран.

На прошедшем в сентябре 2009 года Чемпионате Европы Российская сборная в составе завоевала третье место в командном зачете. Это большой успех для спортсменов радиоуправляемых классов авиамоделей. Для достижения этого результата команда использовала, к сожалению, далеко не все возможности. Как часто бывает, российское дождливое лето внесло свои коррективы в тренировочный процесс. И к началу соревнований команда подошла далеко не с оптимальными решениями по моторам и воздушным винтам. Поэтому в день Кубкового соревнования, который как правило предваряет Чемпионат, команда ещё продолжала тесты и настроечные полеты. В одном из туров кубка, Анашин Сергей выполнил 49 проходов по базе в упражнении «дальность». Это стало абсолютно самым высоким достижением всей недели соревнований. Просто для понимания, даже зачетный пройденный путь 49 баз х 150 м=7350 метров за 200 секунд, даст среднюю скорость более 130 км/ч. Максимальная же скорость модели на входе в базу превышала 300 км/ч. Но это было очень рискованно. На выполнение упражнения «продолжительность» лимита энергии, в отсутствии термической активности, уже не хватило. Несмотря на неоднократное выполнение продолжительности без штрафных баллов за включение мотора, (радиопланеристы поймут, что такое отлетать полных 600 секунд на планере с размахом крыла 1.8-1.9 метра и нагрузкой 65гр/Дм2) спортсмены берегли набранные преимущества и осторожничали в упражнении «дальность».

Дело в том, что по действующему регламенту, в зачет идут все результаты, без одного, худшего. Поэтому, общая тактика чемпионата, может быть только предельно консервативной. Что в общем и показали итоговые результаты. Находясь на третьем месте, сборная России отстала от лидера, сборной Италии, менее чем на 2.5% по зачетным очкам.

Владимир Голиков.

 

    <<< Предыдущая новость   

Следующая новость >>>   

 

Copyright © 2000-2010. Evstratov Evgeniy.
E-mail.

Сайт управляется системой uCoz