Эрзац-топливо
для калильных двигателей.
Что
делать, когда не можешь достать
метанол? Выкручивайся. Многие
моделисты, находящиеся в отдалении
от "авиамодельной цивилизации",
вынуждены оставить мысль о полетах.
Не стоит опускать руки. Ниже
приведены рецепты некоторых
составов эрзац топлива, для
производства которых достаточно
сходить в ближайший магазин хоз.
товаров. Проанализировав и
поэкспериментировав над составом
топливных смесей, мне кажется, можно
оживить модельный мотор.
Рецепт
№1.
Техническая
комиссия в составе пяти человек (инструктор
по авиационным видам спорта,
заместитель председателя городской
федерации авиамодельного спорта,
инженер по летательным аппаратам и
инженер-патентовед) провела
испытания топлива для двигателей с
калильным зажиганием,
предложенного Н. Голубевым и В.
Ивушкиным. Испытания проводились на
серийном микродвигателе «Радуга-7»,
выпускаемом в Перми.
Испытания
показали:
-
двигатель хорошо запускается (в
подавляющем числе испытаний на
запуск уходило менее 1 мин, примерно
в половине случаев двигатель был «холодным»);
-
при отключении источника
питания от калильной свечи
двигатель продолжает устойчиво
работать;
-
>максимальные и минимальные
устойчивые обороты вращения
коленвала со стандартной
нагрузкой (воздушный винт 250х150
мм) находились в интервале 1000-12000 об/мин,
что полностью удовлетворяет
паспортным данным двигателя для
топлива, состоящего из 1 части
касторового масла и 3 частей
этилового или метилового спирта;
-
двигатель непрерывно работает
без заклинивания до 10 минут;
-
испытания двигателя
проводились в самом широком
диапазоне температур окружающего
воздуха в процессе испытаний
двигатель в общей сложности
проработал 4 часа. Дальнейшие
испытания не проводились, так как
двигатель отработал паспортный
ресурс.
Испытания
двигателя проводились в самом
широком диапазоне температур
окружающего воздуха и влажности (вне
помещения).
Выводы:
-
топливо предложенного состава
работоспособно; серийный двигатель
на нем работает устойчиво, без
снижения основных характеристик;
-
предложенное топливо
нетоксично, доступно, по розничным
ценам дешевле спиртового;
-
рекомендовать топливо для
использования в технических видах
спорта.
Компонент |
Процентное
отношение |
Бензин
(марки А-76 или АИ-93) |
26%
|
Ацетон |
8% |
Растворитель
для масляных красок (арт. КЛ-095-01-81
или ТУ 205 11.269-80) |
53% |
Масло
минеральное (марки АС-8 или МС) |
13% |
Рецепт
№2.
Немного
о создании нового топлива и о
причинах, побудивших нас заняться
поисками новых составов «горючки»
для калильных микродвигателей.
Работая
в лаборатории авиамоделизма, мы
поставили перед собою задачу найти
состав из доступных компонентов,
позволяющих эксплуатировать «калилки»
без изменения их конструкции.
Изучение технической литературы и
аналогичных видов топлива
позволило выявить более десятка
подходящих веществ и
приблизительно определить
возможное процентное содержание из
в будущем горючем.
Дальнейшая работа носила
экспериментальный характер. Было
опробовано свыше 50 различных
составов.
Результаты
пробных запусков 2,5-кубовиков
положительны. Работа на
предложенном топливе отличалась
лишь повышенным дымовыделением.
Перегрев не наблюдался, ресурс
калильных свечей аналогичен
ресурсу на спиртовом составе.
Испытания на ресурс самого
двигателя, к сожалению не
проводились, так как главной целью
была отработка состава для
пилотажного мотора.
При
наработке ресурса «Радуги-7» 30%
запусков были осуществлены с маслом
МС-20, остальные – на масле АС-8.
результаты одинаковы. В учетом
трудностей обеспечения авиационным
маслом марки МС-20 можно смело
рекомендовать легкодоступное
автомобильное АС-8.
Сообщаем
еще один аналогичный рецепт топлива.
По сравнению с уже предложенным, он
имеет ряд преимуществ. Это более
плавная регулировка оборотов
двигателя (что немаловажно как для
пилотажников - кордовиков, так и для
всех, у кого мотор оборудован
управляемым карбюратором),
дымовыделение меньшее, чем даже у
спиртовых составов, упрощенное
соотношение компонентов.
Компонент |
Процентное
отношение |
Скипидар |
30%
|
Ацетон |
10% |
Растворитель
для масляных красок (арт. КЛ-095-01-81
или ТУ 205 11.269-80) |
40% |
Масло
минеральное (марки АС-8 или МС) |
20% |
|