|
<1><2> Комплекс
фигур пилотажа. (продолжение)
|
Треугольная
петля. Ее начинают из
нормального горизонтального полета
быстрым (но не резким) отклонением
рулей и быстрым возвращением их в
нейтральное положение в момент,
когда ось модели составит с
плоскостью горизонта угол 60
градусов. В верхней точке петли
модель точно также переводится в
отрицательное пикирование и на
высоте 1,5-2,0 м - в горизонтальный
полет. Наиболее сложный элемент
фигуры - последний поворот. Это
объясняется тем, что модель
разгоняется в режиме
отрицательного пикирования и для
выхода в горизонтальный полет
требуется предельно точное
действие рулями.
Необходимо иметь модель
с удельной нагрузкой на крыло 25-30 г/дм2.
Модели с большей нагрузкой при
выходе из отрицательного
пикирования могут делать просадку,
и фигура получается нечеткой.
Модели с меньшей нагрузкой тоже не
очень желательны, поскольку они в
большей степени подвержены
атмосферным возмущениям. Коэффициент сложности:
№1
- 6, №2 - 8.
|
|
|
|
Горизонтальная
восьмерка. Эту фигуру сделать
просто, если уже освоены прямая и
обратная петли. Теперь важен
четкий переход от прямой петли к
обратной. Необходимо научиться
выполнять прямую петлю и обратную
одинакового радиуса.
Начитают фигуру с
нормального полета. Выполняется 1,25
нормальной петли, и в момент, когда
модель принимает вертикальное
положение, начинают обратную петлю.
Восьмерки должны быть вписаны одна
в другую и не иметь разброса по
высоте. Плоскость ветра проходит
точно через точку касания петель.
Для правильного выполнения фигуры
необходимо плавное управление
рулями, симметричная работа
двигателя в прямом и перевернутом
полетах, одинаковая эффективность
рулей и закрылков при отклонении в
обе стороны. Коэффициент
сложности: №1
- 3, №2 - 4
|
|
|
|
Квадратная
горизонтальная восьмерка. Эта
фигура сложная. Для успешного ее
выполнения необходим отличный
глазомер, быстрая реакция
спортсмена, четко
отрегулированный двигатель и
налаженная система питания, кроме
того, модель должна обладать
хорошей маневренностью и иметь
достаточное натяжение тросов.
Сложность фигуры объясняется, во-первых,
насыщенностью элементов прямого и
обратного пилотирования и, во-вторых,
многократным изменением режима
подачи топлива. Соответственно в
достаточно широком диапазоне
меняются и обороты двигателя. На
эти изменения пилот должен реагировать
не только правильно, но и
своевременно. В процессе
разучивания желательно эту фигуру выполнять
больших размеров при длине тросов
примерно 21 м. Постепенно, осваивая
эту фигуру и приобретая
необходимые навыки, ее размеры
доводят до нормальных. Фигура
считается правильно сделанной,
если угол между тросами и
плоскостью горизонта не превышает
45 градусов. Кроме того, прямая и
обратная петли должны быть
одинакового размера. В пилотажном
комплексе две квадратные
восьмерки, причем вторая должна
точно повторять траекторию первой. Коэффициент
сложности: №1
- 8, №2 - 10.
|
|
|
|
Вертикальная
восьмерка. Основная задача при
выполнении этой фигуры состоит в
том, чтобы расположить петли строго
одну над другой. (Петли должны быть
одинакового радиуса). Фигуру
начинают из нормального
горизонтального полета и
выполнения 1,5 петли нормальной
петли. В момент окончания
выполнения второй полупетли рули
должны находиться в нулевом
положении. В этот же момент начитают
выполнять обратную петлю.
Наиболее
распространенная ошибка при
разучивании этой фигуры -
запаздывание с началом выполнения
обратной петли. В результате
верхняя часть петли получается
вытянутой по горизонту, а вся фигура
выглядит наклоненной.
Многократное повторение помогает
избежать этой ошибки. Коэффициент
сложности: №1
- 4, №2 - 6.
|
|
|
|
Песочные
часы. Эта самая сложная фигура
в пилотажном комплексе. Достаточно
сказать, что ни одному спортсмену
еще не удалось сделать ее на "отлично",
поскольку она, во-первых, имеет
трудновыполнимую траекторию и, во-вторых,
при выходе в нормальный
горизонтальный полет возникают
значительные перегрузки.
Какие условия
необходимы для выполнения этой
фигуры? Нагрузка на несущую
поверхность модели 25-30 г/дм2,
достаточное натяжение корды при
малой скорости пилотирования,
хорошая маневренность модели,
быстрая реакция и отличный
глазомер у авиамоделиста. В
принципе нагрузка может быть
несколько и больше указанной
величины, однако тогда неизбежно
увеличение скорости пилотирования,
а этот фактор нежелателен.
При слабом натяжении
корды фигуру вообще выполнить
очень трудно: сигналы на рули
поступают с большим запозданием, а
само отклонение руля высоты
получается неточным. Это приводит
к тому, что порой даже невозможно
понять, какую же фигуру выполнил
спортсмен?
Крайне нежелательно,
чтобы модель не разгонялась при
отрицательном пикировании, так как
при большой скорости радиусы углов
превышают норму и фигуре
получается нечеткой. При плохой
маневренности, кроме того, нужно
отклонять рули на предельные углы.
необходимая реакция и глазомер
вырабатываются в процессе
тренировки и никакие другие
рекомендации здесь не помогут. Коэффициент
сложности - 10.
|
|
|
|
Восьмерка
над головой. Фигура
сравнительно несложная. Выполняют
ее также, как и вертикальную
восьмерку с нормальной петли,
только точка касания петель должна
находится точно в зените (над
головой). Плоскость ветра проходит
точно через точку касания. Самое
сложное, пожалуй, - удержать переход
от одной петли к другой строго над
головой, особенно при наличии ветра. Коэффициент
сложности: №1
- 4, №2 - 6.
|
|
|
|
Две
перекрещивающиеся восьмерки. Фигура
простая. Сначала выполняют верхнюю
правую нормальную петлю (корда
составляет с горизонталью угол,
равный 40-45 градусов), затем 3/4 левой
нижней обратной петли, потом 3/4
левой верхней обратной петли и 3/4
правой нижней нормальной петли.
Закончив фигуру, модель должна
пройти над головой пилота и в
противоположной стороне полусферы
перейти в нормальный полет. Прямые
линии, проведенные мысленно через
центры петель, образуют квадрат, а через
точки касания - крест. Плоскость
ветра делит фигуру строго пополам.
рули нужно отклонять очень плавно,
так как фигура состоит
исключительно из круглых элементов.
Особое внимание необходимо
обращать на равенство и взаимную
перпендикулярность прямых участков
при переходе от одной петли к другой,
иначе фигура превращается в простое
нагромождение прямых и обратных
круглых петель. Коэффициент
сложности
- 8.
|
|
|
|
Посадка. Финал
пилотажного комплекса - посадка,
которую надо совершить в течение 7
минут зачетного времени, в
противном случае оценка не ставится.
Самое главное, после остановки
двигателя в горизонтальном полете
не нужно вмешиваться в управление
моделью. Она имеет скорость, которой
вполне достаточно для плавного
снижения и мягкого касания земли.
Непосредственно перед касанием касанием можно немного взять ручку
"на себя", но делать это следует,
только тщательно освоить модель.
После касания земли модель не
должна подрыгивать, и решающую роль
здесь играет система шасси. При
наличии сильного ветра для
совершения посадки необходимо
вмешательство пилота, так как при
полете против ветра модель зависает.
Однако вмешательство это должно
косить очень плавный характер и
сводиться в основном к парированию
атмосферных возмущений. Коэффициент
сложности
- 5.
|
|
|
<<< |
>>> |
|