Представляемая
пилотажная модель предназначена
для первоначального обучения
основам пилотажа. В изготовлении
не требует дефицитных материалов,
что не привело к потере летучести.
В свое время я сам учился летать на
таком самолете.
Начинаем
работу над самолетом с
вычерчивания чертежа 1 : 1 на миллиметровке.
Сразу на чертеже нужно проработать
детали, чтобы потом не было
мучительно больно за испорченный
материал.
Изготовление
фюзеляжа. Форма - обыкновенный
прямоугольник. Для
изготовления подойдет прямая
доска, желательно без сучков и
трещин, из древесины легких пород -
липа, кедр, осина.
Толщина 15 мм, с сужением к окончанию
до 6 мм. Киль произвольной формы,
можно сделать из миллиметровой
фанеры или твердого пенопласта,
окантованного
рейками. В носовой части фюзеляжа
вырезается паз под двигатель,
вклеиваются накладки под лапки
двигателя, желательно из твердых
пород древесины - бук, береза, граб.
Накладки выкашиваются из круга на 3
градуса. Вот, практически и все. Можно
сделать фонарь.
Стабилизатор
и руль высоты сделаны из осиновых
пластин толщиной 5 мм или из
пенопласта окантованного рейками.
Навеска руля высоты производится с
помощью навесов, изготовленных из
полосок жести и проволоки от
канцелярских скрепок. Навесы вклеиваются с
помощью эпоксидной смолы. Готовый
руль высоты и стабилизатор
вклеиваются в прорезь фюзеляжа по
оси, желательно на эпоксидке, но
можно и на ПВА.
Теперь
нужно изготовить крыло - самое
трудоемкое и ответственное
занятие, ведь от качества и точности,
зависят летные характеристики
модели. Для изготовления крыла нам
потребуется 4 сосновых рейки: 2 - на
лонжерон (7х4 мм), 1 - передняя кромка (7х7
мм), 1 - задняя кромка (7х15 мм).
Заготовки для нервюр нарезаются из
плотного пенопласта, с помощью
терморезака, можно выпилить
нервюры из фанеры, после чего
основательно облегчить. Заготовки
собираются в пакет, зажимаются
двумя шаблонами, вырезанными из
листового дюралюминия. Профиль
крыла - Эпплеровский, или
симметричные NACA 0018, NACA 0021. Заготовки обрезаются по шаблону,
доводятся, делаются прорези под
рейки лонжерона и передней кромки.
Разобрав пакет, фанерные нервюры
облегчаются, у пенопластовых
делаются отверстия в нервюрах
внутреннего крыла, для пропуска
тросов системы управления.
Собираем
крыло на ровной поверхности. В
следствии того, что крыло
вклеивается в фюзеляж, нужно найти
центр тяжести, закрепив двигатель.
Центр тяжести модели должен
находится в пределах 20-25% хорды.
Делаем в фюзеляже отверстия под
рейки крыла. Для сборки нужно
разметить положение нервюр на
рейках лонжерона или собирать
непосредственно на чертеже. Продев
лонжерон через фюзеляж, воткнув
нервюры, проверяем положение крыла.
Крыло должно располагаться точно
по оси двигателя, перпендикулярно
фюзеляжу. Сначала клеим на ПВА
лонжерон с нервюрами. После
высыхания клея, переднюю кромку,
примотав резинкой. Так же заднюю,
пропилив заранее прорези под
нервюры. Крыло с фюзеляжем лучше клеить на
эпоксидной смоле. Изготавливаем законцовки
из пенопласта. Теперь осталось выпрофилировать
переднюю кромку и вышкурить все
крыло.
Система
управления - простейшая. Вырезаем из
дюраля качалку и кабанчик, можно
использовать готовые. Качалка
вклеивается между лонжероном,
кабанчик прикручивается к рулю
высоты с помощью болта М3. Тяга от качалки
к кабанчику изготавливается из
круглой рейки, на концы которой вклеиваются
отрезки от велосипедных спиц. Для
надежного крепления тяги, на нее
напаиваются шайбы из жести, в
местах крепления к качалке и
кабанчику. Троса изготавливаются путем
завивки из нескольких отрезков
корда, затем пропускаются через
отрезки трубок, вклеенных во
внутреннюю законцовку крыла. При повороте
качалки, руль высоты должен
отклоняться на 30-35 градусов в обе
стороны.
Система питания
- стандартного типа "Домиком". Бак паяется из
луженой жести, объемом - около 60 см3,
и латунных или медных трубок. Жесть
можно использовать от банки
из-под сгущенки. Бак прикручивается
между крылом и двигателем, строго
по оси двигателя.
Двигатель
2,5 см., лучше КМД. Воздушный винт
размером 220 х 150 мм.
Шасси
можно изготовить двумя способами.
Устанавливается проволочная лыжа
и самолет бросается с рук (хорошо
тем у кого нет кордодромов и
приходится летать
на траве) или обычное, двухстоечное
колесное шасси. Костыль
делается из той же велосипедной спицы.
Обтяжка
крыла производится следующим
образом. Вышкуренный каркас крыла
покрывается клеем (БФ-2, Момент)
одним слоем, после чего он высыхает
15 - 20 минут. Далее наносится еще
один слой клея и после некоторого
времени, крыло оборачивается
лавсановой пленкой, если пленка
крашеная - краской вниз. Пленка
должна быть наложена так, чтобы
концы (10 мм.) свисали с задней
кромки. После высыхания, берем в руки утюг и
прогреваем клеевые швы, после чего
можно натягивать пленку. Каждую
плоскость натягиваем отдельно, - сначала верх, потом низ.
После натяжения обшивки,
проверяются крутки крыла. При
наличии круток, нужно выпрямить
крыло, путем изгиба крыла и
одновременного прогрева обшивки.
В
завершении работы над моделью.
Покрываем фюзеляж и хвостовое
оперение лаком (лучше всего
двухкомпонентным - паркетным).
Можно покрасить, но для первой
учебной модели, я думаю, это лишнее.
После полной сборки самолета,
проверяем центровку модели, если
центровка выходит за границы,
загружаем соответствующую часть
фюзеляжа.
Осталось
обкатать двигатель и выйти на
летное поле или кордодром. Первый
полет, лучше производить с опытным
наставником. Длина корды 15 м.
Удачи!