Привет
всем.
Случилось так, что я в этом году попал на соревнования "Worldcup
XV open Vidreres". Вот, пытаюсь поделиться впечатлениями...
Пятичасовой путь на машине закончился в 7 утра. Место красивое,
рядом кладбище..., поля видно, тихо, спокойненько. Где-то через
пол часика появился первый автомобиль. Из него вышла французская
семья, как-то поздоровалась и началось - второй автомобиль привёз
парочку крепких мужиков, как в последствии оказалось - бойцов.
Остановились рядом, и как-то сразу попытались узнать, откуда
я. Я, "в грязь лицом не ударил" - быстро прояснив, что они итальянцы,
произнёс: - "А, мафия итальяна, бандитто..", на что мне ответили
- бандитто - но - аэромоделиста... (насчёт мафии промолчали)
- это тот, который за рулём. Второй же, вдруг заговорил по-русски,
чем меня просто ошарашил. Как выяснилось, ребята работают наладчиками
оборудования, и этот второй, не раз бывал в Москве, работал,
был в Питере - летал по бою. Привет всем моделистам России просил
передать. Вот передаю. Только корреспондент из меня хреновый
- как зовут его (их), не помню.
Затем началось... - вдруг, как из под земли, стали появляться
французы - прям пачками. Среди них молодые женщины, и туда же
- самолёты собирать, корды разматывать, подлётывать... Первый
раз в жизни видел, как женщина откручивает комплекс, как заводит
мотор 4х такктник, рукой! Интересно.
Между
тем, я всё пытался узнать - а где же регистрироваться? По испански-то
я говорю, а по французски... язык не поворачивается. Часам к
10, наконец-то появился один испаноговорящий - он обьяснил куда
ехать и где регистрироваться. Не далеко, но когда я вернулся,
там уже было столько народа и самолётов, что сразу стало ясно
- приехал на правильный кордодром. Стал собирать самолёт.
В интернете, я уже видел тех самых людей, что собираются на
эти соревнования, знал, что чемпион Европы Серхио де ла Барж
из Франции, и видел фото его и его самолёта. Сколь велико было
удивление, когда я увидел, что он направляется прямиком ко мне
(я его не звал, сзади только автомобиль и овраг...). Подходит,
и начинает говорить по-русски! Когда я "отошёл", разговорились.
Оказалось - у него россияне в корнях и сам он Сергей.
Часов в 11 начались старты. Мне достался 20 й номер, и время
полёта в 13 20. Всего в пилотаже собралось более 30 выступающих.
Бой, гонка и скорость - всего 73! человека.
В довершение ко всему, мимоходом, один из участников от Испании
Карлос Асерете, живущий в Гироне (Хироне) желает "ни пуха, ни
пера"..., я его послал как полагается, но видать не вложил всю
необходимую силу в "ответ"... Позже он объяснил - мол невеста
из России - кое-чему уже научила.
Основная
часть представленных моделей "пилотаг" оснащена 4х тактными
моторами. По условиям соревнований мотор запускается от руки.
Обладатели этих моторов поступают так: подкачивают топливо,
производят несколько рывков без накала, ставят накал, и установив
винт в конец рабочего хода, производят удар по винту, в противоположном
направлении вращению - происходит вспышка и мотор заводится
в нормальном направлении вращения. Двутактные запускают по старинке.
Среди моторов были представлены Саито (2/3 французов), Енья
(ребята с Канарских островов) и моторы Яценко Дискавери. Один
MWWS 8 (ваш покорный слуга..). Средняя скорость полёта по кругу
меньше 5ти секунд при длинне корд 19,5 м (вся французская команда)
скорость полёта 95 - 97 км/час и выше.
Явно присутствует тенденция к моделям с передней центровкой
- отклонение рулей у моделей, построенных по похожей схеме как
у месье Сергея, в крайних точках, составляет не меньше 50-ти
градусов. Вывод - передняя (причём здорово) центровка. Моё наблюдение
подтверждается выполнением горизонтальной круглой восьмёрки
- при переходе с прямой петли на обратную, явно просматривается
прямолинейный участок полёта - необходимо время на перекладывание
рулей. На выходе из фигур, похоже, давно уже забыли как выглядит
радиус в 1,5м. И эта тенденция просматривалась практически у
всех - модели, больше отличались окраской. Практически все оснащены
развитым стабилизатором и рулями - надо же как-то преодалевать
переднюю центровку. На мой взгляд, сие построение, таит в себе
один очень не приятный момент - потери на балансировку - то,
чем вынуждены жертвовать состязующиеся, для достижения стабильности
в горизонтальном полёте и маневренности на фигурах, а эти самые
потери можно "на словах" охарактеризовать так: - ухудшение качества
(или КПД) планера за счёт вычитания подъёмной силы стабилизатора
(направленной вниз) из подъёмной силы крыла... Но, кому что
нравится. Мне лично так и продолжает нравиться то, что повлияло
на мою авиамодельную ориентацию - увиденный в детстве полёт
Карла Плоциньша, к тому моменту, уже в звании чемпиона мира.
Собственно, в качестве пилотирования, и выделить кого-то очень
трудно (для этого усажено (на стулья) было четверо судей, но
и они, вроде не сошлись - результаты ещё не опубликованы). Среди
французов, вообще, только по высоте входа и выхода из фигур.
Причём чем ниже, тем круче..., самый крутой - Сергей (0.7-0.8м).
В правилах, помнится, указано 1,5м..., но это в правилах (Плоциньш,
кстати, не позволял себе более 20 см вверх - вниз).
Собственно
всё вроде и не плохо, только грустновато - средний возраст соревнующихся
- за 40 лет. По скорости, один из французской команды, уж пенсионер,
точно!
Лично я первый раз был на этих соревнованиях, и, моё мнение,
сформировано первым впечатлением, естественно может оказаться
не полным или ошибочным (это я к тому, чтоб в меня булыжники
швырять не надумали...).
Очень жаль, что погода была не просто ненастной, а скорее ураганной
- ветер местами, был явно не для полётов. Надо сказать, что
дул он с поля, простиравшегося метров на триста и образовывавшего
пологий подъём, а кордодром расположен на срезе этой самой горы,
так что, в том месте, где крутить надо, образовывался сильный
нисходящий поток. В него-то я и попал - мой самолёт, после выхода
из квадратной петли, плашмя ударился об землю, чем закончил
моё участие в соревнованиях... Вторым кому не постчастливилось,
был товарищ с Канарских островов - в борьбе с нисходящим потоком,
настолько сильно потянул (вывернул) ручку вверх, что верхняя
корда зацепилась за карабин нижней. Самолёт скрутил ещё петлю
и притёрся к земле.
Производя "разбор полётов" - многоразовый просмотр имеющейся
видеозаписи, создалось впечатление, что погода, просто "подсуживала"
французской команде. А может и не погода - жеребьёвки, как таковой,
не было - просто был вывешен список участников с указанием времени
старта (надеюсь на простое совпадение). А вообще, досадно, блин...
Александр
Котенёв