Месяц прошёл, как закончился
Чемпионат Мира в Ваядолиде в Испании. Только сейчас представляется
возможность написать что-то об увиденном.
Итак, Ваядолид! Первый раз удалось побывать мне в тех краях...
Места равнинные, вокруг поля, солнышко палит..., сразу почему-то
товарищ Сухов вспоминается... Люди, с кем пришлось общаться,
приветливые, речь не такая как у валенсийцев, с которыми мне
уж 13 лет как общаться приходится - и обращение другое и словосочетания
и внимание... Так старательно объясняли как проехать, что даже
я доехал - молодая пара на мотоцикле вызвалась сопроводить!
Как приехал, глаза разбежались - куда смотреть - кордодромов
куча, на всех летают, много людей с разных концов мира, все
куда-то идут..., и, как всегда в Испании - бутерброды и пиво...
В общем столпотворение, не иначе.
В первую очередь, конечно же, потянуло меня к пилотажникам (сам
болен), благо один из кордодромов расположен прям в самом центре
(второй - импровизированный - футбольное поле в полукилометре).
Смотрю - летают, кто, да как разобрать? Вроде француз. Установил
треногу - стал снимать, а это тренировочные полёты - вот незадача!
Благо после двух тренирующихся, уловив непоследовательность
комплекса, дошло - не то снимаю. Бросив это дело, отправился
на поиски бывшего соклубника - Петериса Броканса. Нашёл с горем
пополам - он "отлетал" и превратился в "негоцианта" - продавал
модели класса "детской гонки". Не спрашивайте что это такое
- сам не ведаю, однако Петерис, модели продал - пользуются спросом
- значит соответствуют классу.
Искал я его долго - был рядом, но, как всегда случается, понесло
меня совсем в другую сторону. Правда "заодно" посмотрел где
проводились бои. Сами бои не видел - обед был (святое дело в
Испании, даже святее, чем приезд Папы Римского...), но тренирующихся
было достаточно. Нашлись люди добрые - наставили на путь истинный
и нашёл-таки его. Встреча, приветствия, обмазывание сгоревшего
Петериса солнцезащитным кремом... (а дело происходило около
кордодрома, где гонщики летали), тут и та самая гонка, где две
модели в землю вложили... - странно как-то получилось - украинцев
дисквалифицировали, а за что - так и не понятно - их соперники
(это я видел сам) произвели неумелый двойной обгон - одна из
моделей, поднялась до градусов 70-ти, пилот решил занять требуемую
высоту (в правилах, если не ошибаюсь, 1,5м, обгон - 3), но видать
не учёл, что модель не бойцовка и не пилотажная - рулей, естественно,
не хватило - вот он и вошёл в землю с разгона, при этом второму,
ещё и перехлёст на кордах устроил... А вообще, впечатление от
гонки, очень приятные - всё на высочайшем уровне - и моторы
поют и народ летает и механики чётко отрабатывают доли секунд
на земле - чего ж говорить-то - чемпионат мира!
Надо сказать, что сие мероприятие, как оказалось, не только
спортивное. Во всю шла торговля - кто чем. Там и моторы, с винтами
и без, и модели, и корды, были даже расписные ручки и круги
для корд..., КМД новый, оказывается, 40 евро стоит, а в советские
времена, в магазине, помнится... - 30 "РЭ", вот и посчитайте
реальный курс старого советского рубля! Россияне так и сказали
- мы теперь цены знаем - всё купят, за всё заплатят - и правильно
я считаю - как у Филатова: "Хватит делать дураков, из российских
мужиков..."! Было всё что душе угодно, правда, не дёшево. Довелось
подержать в руках такие раритеты как Талка, Полёт, МК17 и МК17
переделанный в четырёхтактник - странные какие-то чувства вызывает...
Представитель "испанской торговли" - Альберто Парра с Канарских
островов, предлагал японские моторы, наборы для постройки моделей
и готовые к полёту. Надо сказать, что в Испании, он практически
единственная "торговая точка", где продаётся всё для кордовых
моделей. Есть практически всё - ничего не надо уметь делать,
только собирать, а придумывать что-то новое - это не в моде.
Пользуясь случаем, предавал привет всем моделистам России с
наилучшими пожеланиями и приглашал на соревнования в декабре
месяце сего года - там, у них, на Канарских островах... +25
круглый год!
Пообщавшись со Страховым и Соломянниковым (да простит меня,
если не правильно фамилию написал), отправился на второй кордодром
(футбольный) - смотреть и записывать. Меня уж очень интересовало
как народ летает - давно наблюдаю - в правилах одно, на деле
- совсем другое. И как всегда - большинство моделей не в состоянии
выполнить радиус скругления квадратов и треугольников в 1,5
м. Нынешняя мода на модели, оснащённые мощными моторами, привела
к тому, что подавляющее большинство соревнующихся, при выполнении
вертикальной восьмёрки, песочных часов, пролетали далеко за
"зенит", а в правилах не только написано, но и нарисовано -
как должна выглядеть фигура! Странно, такие ошибки, допускаются
спортсменами на чемпионате мира! По меньшей мере - странно!
Если разбирать квадратные и треугольные фигуры, то без развитого
абстрактного представления, трудно узнать вышеозначенные фигуры.
Конечно, это не относится к тем, кто занимает верхние 20 строк
таблицы. Там всё в порядке, хотя..., если предвзято, то можно
много чего накопать. Ну, да это работа судей - им виднее.
Однако, после окончания соревнований, на испанском а/м форуме
было высказано мнение, что если бы испанец Карлос Мас, был бы
французом, китайцем или американцем, его положение в таблице
оказалось бы гораздо выше... Жаль не видел как он летал - приходится
полагаться на мнение других. Однако, сравнив отчётные таблицы,
опубликованные на сайте клуба F2CMBL, обратив особое внимание
на "Опен КУБ" в Ваядолиде, сего же года, начинают мучить странные
сомнения - "у Шпака магнитофон, у посла - медальон...". Гляньте
сами - http://www.f2cmbl.org/Valladolid06.htm . Для справки
- мои отношения с ним, скорее, можно назвать, натянутыми - не
понравилось ему, что я с моделью собственной конструкции выступаю.
Лично мне понравилось как летал американец P.Walker (он вообще,
ходит и всем улыбается, как та девочка у Жванецкого..., но приятно),
японец не плохо, ну и конечно, россияне и украинцы. Очень приятны
звучания моторов "Скиф" Страхова и "Дискавери" (имя-то какое
придумали!), обороты, по сравнению с другими, низкие - чувствуется
силёнка! Многие летали на четырёхтактниках, в частности чемпион,
тоже. Среди каталунских пилотажников, бытует мнение, что 4Т
- то самое, что необходимо для качественного пилотажа (есть
экземпляры моделей Яценко, переделанные ими под моторы 4Т),
мне же так не показалось - самолёты моторами 4Т, как раз те
самые, что не в состоянии выкрутить 1,5 м на квадратных фигурах
и залетают за "зенит". К сожалению, не видел я как летал чемпион
(23-го, во время его полёта, я был уже между Мадридом и Валенсией
- работа!) - может и сменил бы мнение, однако, видел как летал
его отец. На сколько я знаю, у них модели одинаковые - стилизованные
под ЯК55, тёмно синего цвета с маленьким закрылком. Так вот
модель отца, на мой взгляд, просто висит на моторе - явно видны
запаздывания на отработку, нет той лёгкости, что ощущается в
моделях оснащённых развитым закрылком и мощным двухтактным мотором,
"на словах" описал бы так - модель проходит эволюции со значительным
углом атаки к контуру фигуры. Может ещё и здорово передняя центровка.
Мне лично не понравилось - всё вроде на месте - и техника и
моща, а вот лёгкости нет - уклонизм какой-то. В архиве Ber_KV8_2.rar
покадровый кусок квадратной восьмёрки - можете убедиться сами
- стоит обратить внимание на длинну фюзеляжа самолёта - не менее
900мм - это для ориентира.
Так и стоит сказать - в пилотаже наметилось два направления
- 4Т и 2Т - такая нынче мода. Жаль, что нет моды на создание
и введение фото-видео оценки качества выполнения фигур (при
современном развитии компьютерных технологий - это не проблема)
- уж больно размазанный комплекс у многих получается, а тех
кто достигает, или лучше сказать приближается, к качественному
выполнению комплекса - режут - мол человеческий фактор... -
мол судья так видит! А интересно было бы... Опять смутные сомнения...,
постепенно перерождающиеся в уверенность.
По скорости выступало не мало народа, но Луиса Парамона, так
никто и не сместил с верхней позиции - он прям "как прописался"
там! Всем всё объясняет, рассказывает, помогает, однако...,
а на слух - у многих моторы поют на такой же высокой ноте -
являюсь обладателем "музикального слуха". У них, скоростников,
при скоростях за 250, думаю, очень здорово влияет "зализанность"
модели. Может он, какую антифрикционную смазку для воздуха придумал?...
Что меня уж очень удивило в Чемпионате Мира, был там я, правда,
всего один день, так это то, что я не встретил ни одного человека
с чёрной кожей! А в остальном (прекрасная маркиза...), праздник,
праздник и праздник спортивного авиамоделизма!!!!
Большое количество
фотографий с чемпионата можно посмотреть по ссылке http://www.go-cl.se/wch06/
Видео в формате DivX - полёт американца. (10_07.divx
- 4 Мб).
Если кто желает посмотреть еще, обращайтесь, всего записано
340 мБ фильма.
Александр
Котенёв