Редуктор для авиамодели.
Предлагаемая конструкция
представляет собой единый блок и предназначена для установки на
радиоуправляемые пилотажные модели самолетов, а также на копии
как радиоуправляемые, так и кордовые.
Редуктор встроенный, с прямозубыми цилиндрическими шестернями
внутреннего зацепления. Передаточное отношение 1,69. Рассчитан
на работу с авиамодельным двигателем рабочим объемом 10 см3. Размеры
на чертежах даны с учетом применения мотора "Радуга-10". Конструкция
позволяет компоновать редуктор и с другими двигателями при изменении
размеров отверстий для коленвала и его подшипников. Редуктор смазывается
маслом в топливной смеси, которая просачивается в зазор между
коленвалом и отверстием для него в картере редуктора. Никакого
ухода и регулировки в процессе эксплуатации не требуется.
Диаметр винта не менее 400 мм, шаг подбирают, исходя из веса,
размеров и скорости модели. Тяга на месте для Радуги-10 возрастает
с 3,6 до 5,5 кгс. Конструкция показана на рисунке.
Основная деталь
- картер редуктора. Он одновременно является носком картера мотора.
Особое внимание следует обратить на точность межцентрового расстояния
- 8,25 мм: от этого зависит долговечность и шумность работы редуктора.
Расположение и размеры отверстия под карбюратор и всасывающего
окна уточняют по имеющемуся двигателю.
Вал-шестерню можно изготовить не только из 12ХН3А, но и из стали
40Х, при этом HRc не менее 50. Внутренние зубья допустимо делать
электроэррозиониым способом.
Остальные детали просты и не требуют пояснений. Биение и несоосность
всех деталей не более 0,01 мм. При окончательной сборке необходимо
обеспечить указанные на сборочном чертеже зазоры. При посадке
ведущей шестерни на конус перед началом затягивания гайки зазор
между шестерней и стенкой картера редуктора должен быть 2,5 -
2,8 мм с тем, чтобы после затяжки гайки зазор был 1-0,8 мм (как
указано на чертеже). Подшипники коленчатого вала вынимаются из
носка картера двигателя. В самом редукторе использованы шарикоподшипники.
При проектировании данный вариант конструкции выбран по следующим
соображениям:
1. Встроенный редуктор компактнее и легче редуктора - отдельного
агрегата, соединенного с двигателем муфтой.
2. Внутреннее зацепление работает более плавно, чем внешнее, поэтому
редуктор меньше шумит. При этом проще конструкция картера, меньше
его "мидель", не ухудшается охлаждение мотора, остается привычное
направление вращения винта.
3. При необходимости можно быстро восстановить двигатель в первоначальном
виде, так как его детали не переделывались. При желании коленвал
можно обрезать, и тогда редуктор будет короче на 10-15 мм. Конечно,
при этом надо изменить размеры вала-шестерни и крышки редуктора.
На испытании редуктор показал вполне удовлетворительные результаты
и оправдал возлагавшиеся ни него надежды. Специально созданная
пилотажная радиоуправляемая модель самолета массой 3,8 кг при
размахе крыла 1,8 м отрывается от земли через 3 - 5 м разбега,
без разгона набирает высоту по вертикали, не теряя скорости, что
важно при современном пилотажном комплексе. При резких эволюциях
гироскопический момент винта практически не ощущается
В. Охотников г. Жуковский Московской обл.
|